Устранение заклинивания шпинделя жесткого диска

Миниатюрный подшипник несет на себе массивные пластины, насаженные на довольно длинный шпиндель. Усилия на него передаются колоссальные, и это при огромной скорости вращения и предельно строгих требованиях к радиальным осевым биениям! Конструкция подшипников жестких дисков продумана до мелочей. Для удержания и распределения смазки на поверхностях вырезаны каналы сложной формы (обычно их три), а также нанесена лазерная гравировка. Благодаря им, между валом и втулкой формируется и постоянно поддерживается тончайшая пленка масла — поэтому подшипник называется гидродинамическим.


Подшипник винчестера — узел неразборный. Шпиндель с втулкой устанавливаются в корпус гермоблока с наружной стороны. Затем в отверстие запрессовывается стопорная шайба (нижняя опорная крышка), и стык ее с корпусом заваривается. Поэтому пытаться разобрать узел шпинделя изнутри гермоблока бесполезно.

Шпиндель может заклиниваться по разному. Более благоприятен для ремонта вариант, когда заедает опорная поверхность ("пятка") вала. В этом случае удается удалить стопорную шайбу, которая является дном стакана подшипника, даже без вскрытия гермоблока, и освободить вал.

Если же задиры возникли на цилиндрической поверхности вала или втулки подшипника, шпиндель становится трудно провернуть даже плоскогубцами. О восстановлении нормального вращения не может быть и речи — подшипник испорчен.

Окончательно из этой ситуации гарантированный выход лишь один — переставить пакет пластин в другой гермоблок с исправными подшипником и двигателем. Однако из-за того, что необходимо очень точно сохранить взаимное расположение пластин в пакете и их центровку, такая операция считается одной из самых сложных.

Известны и случаи "прихватывания" вала, когда до полного зажима и появления задиров в подшипнике дело не доходит. Такой дефект характерен для винчестеров Hitachi, и возникает по причине перегрева диска во время работы.

Порой "подобное лечится подобным"! В качестве временного решения проблемы предлагают нагреть корпус гермоблока в области стакана подшипника примерно до 100 °С. Из-за разного коэффициента теплового расширения материалов, из которых изготовлены вал и стакан, шпиндель освобождается, и с дисков удается считать данные. Методику подробно описал известный специалист по восстановлению информации Станислав Корб (www.stankorb.com).

Винчестер кладут платой вверх и феном подогревают подшипник. Температура потока воздуха устанавливается около 230 °С. Чтобы защитить плату, ее следует отгородить куском фольги на бумажной подложке (например, от сигаретной пачки), а другую сторону гермоблока для охлаждения желательно обдувать вентилятором. Затем на диск подают питание — он должен раскрутиться и откалиброваться. Ло мере остывания вал может подклинить снова, и нагрев приходится повторять - столько раз, пока с диска не будет прочитано все, что нужно. В таком режиме диск может проработать не более 3-5 часов, однако и этого бывает достаточно для снятия образа.

Методика удаления опорной шайбы разработана ведущим инженером компании AceLAB Сергеем Яценко и многократно описана в Интернете. В основе лежит идея о том, что наиболее нагруженной и уязвимой является торцевая поверхность вала, и проблема чаще всего возникает именно на ней.

На рисинуке ниже показана нижняя часть гермоблока в области стакана подшипника. Стрелка 1 указывает на сварной шов, цифрой 2 обозначена опорная шайба, а стрелками 3 намечены места сверления отверстий.



Чтобы освободить заклинивший вал, необходимо дреммелем или бормашиной сточить сварной шов по кругу на глубину около I мм. Когда сварка срезана на всю глубину, опорная шайба удерживается в отверстии только за счет запрессовки.

Затем в опорной шайбе сверлятся два отверстия диаметром 1.5-2 мм и глубина не более 3 мм. Опилки и стружка тщательно смываются спиртом. В проделанные отверстия вставляется специально изготовленный ключ в виде вилки. Ключи подобной формы часто используют для "вандалоустойчивых" винтов, которыми крепят, например, вызывные панели в лифтах. Можно поступить проще — выпилить вилочку из обычной плоской отвертки или заточить кончики круглогубцев.

С помощью ключа стопорная шайба провертывается и постепенно вытаскивается из своего гнезда. Когда шайба извлечена, становятся видны торец вала шпинделя t и втулка подшипника. Теперь можно удалить заусенцы или стружку, образовавшуюся в подшипнике.

Если операция прошла успешно, вал станет вращаться беспрепятственно. Однако после удаления шайбы винчестер сможет работать только в положении подшипником вверх ведь пятке вала больше не на что опираться. Отверстие обязательно нужно заклеить изолентой или скотчем, чтобы предотвратить загрязнение смазки в попадание в подшипник пыли.

Если таким методом расклинить подшипник не удалось, остается лишь перестановка пластин в другой гермоблок. Основная хитрость при перестановке — фиксация пакета пластин. Одна из конструкций фиксатора приведена на рисунке ниже. Это продукция уже упоминавшейся индийской компании HDRC.



Жизнь показала, что при работе с содержимым гермоблока успех примерно в равных долях зависит от осознанной тактики, отточенных навыков работы руками и "правильного" инструмента. Это как раз та область, где испортить гораздо легче чем исправить! Поэтому всяческого уважения заслуживает тот, кто трезво оценивает свои возможности и при необходимости не стесняется переадресовать заказчика к более "продвинутым" коллегам по цеху. С другой стороны, опыт приобретается только практикой, и ничто не мешает осваивать различные приемы на "свалке подопытных винчестеров", которая скапливается у любого ремонтника!